Телефон:
+7 (473) 253-85-80
Адрес электронной почты:
di-miloserd@govvrn.ru
Неделя продвижения здорового образа жизни
Главная / Новости / Неделя продвижения здорового образа жизни
03.04.2023

ПРОДВИЖЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ –ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Введение.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всегообщества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мыжелаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие изалог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнятьнашипланы,успешнорешатьосновныежизненныезадачи,преодолеватьтрудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье,разумносохраняемоеиукрепляемоесамимчеловеком,обеспечиваетемудолгуюиактивнуюжизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей присоблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет иболее.

Ксожалению,многиелюдинесоблюдаютсамыхпростейших,обоснованныхнаукойнормздоровогообразажизни.Однистановятсяжертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременноестарение.Другиеизлишествуютведе,вызывая,темсамым,развитиеожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи неумеютотдыхать,отвлекатьсяотумственныхибытовыхзабот,всегдабеспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводитк заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубнойпривычкеккурению иалкоголю,активно укорачиваютсвоюжизнь.

Здоровье-этоперваяиважнейшаяпотребностьчеловека,определяющаяспособностьегоктрудуиобеспечивающаягармоничноеразвитиеличности. Оноявляетсяважнейшейпредпосылкойкпознаниюокружающегомира,ксамоутверждениюисчастьючеловека.Активнаядолгаяжизнь - этоважное слагаемое человеческогофактора.

Здоровый образ жизни- это образ жизни, основанный на принципахнравственности. Он должен быть рационально организованным, активным,трудовым,закаливающим.Должензащищатьотнеблагоприятныхвоздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранятьнравственное,психическое ифизическое здоровье.

Понятиездоровье,егосоставляющие.

Существуетмногоопределенийэтогопонятия,смыслкоторыхопределяетсяпрофессиональнойточкойзренияавторов.ПоопределениюВсемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье -этосостояниефизического,духовногоисоциальногоблагополучия,анетолькоотсутствиеболезнейифизических дефектов».

Сфизиологическойточкизренияопределяющимиявляютсяследующиеформулировки:

 

  • индивидуальноездоровьечеловека-естественноесостояниеорганизма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи сосредой,согласованностивсех функций(Г.З. Демчинкова,Н.Л.Полонский);
  • здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональныхданныхорганизма,адекватныхокружающейсредеиобеспечивающихорганизмуоптимальнуюжизнедеятельность,атакжеполноценнуютрудовую жизнедеятельность;
  • индивидуальноездоровьечеловека-этогармоническоеединствовсевозможных обменных процессов в организме, что создает условия дляоптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д.Адо);
  • здоровье-этопроцесссохраненияиразвитиябиологических,физиологических,психологическихфункций,трудоспособностиисоциальной активности человека при максимальной продолжительности егоактивнойжизни (В. П. Казначеев).

Вообще,можноговоритьотрехвидахздоровья:оздоровьефизическом,психическом инравственном (социальном).

  • Физическоездоровье-этоестественноесостояниеорганизма,обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека(системасаморегулирующаяся)правильнофункционируетиразвивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, онохарактеризуетсяуровнемикачествоммышления, развитием вниманияипамяти,степеньюэмоциональнойустойчивости,развитиемволевыхкачеств.
  • Нравственноездоровьеопределяетсятемиморальнымипринципами,которыеявляютсяосновойсоциальнойжизничеловека,т. е.жизнивопределенном человеческом обществе.

Отличительнымипризнакаминравственногоздоровьячеловекаявляются,преждевсего,сознательноеотношениектруду,овладениесокровищамикультуры,активноенеприятиенравовипривычек,противоречащихнормальномуобразужизни.Физическиипсихическиздоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегаетнормамиморали.Поэтомусоциальноездоровьесчитаетсявысшеймеройчеловеческогоздоровья.

Здоровыйидуховноразвитыйчеловексчастлив-онотличносебячувствует,получаетудовлетворениеотсвоейработы,стремитсяксамосовершенствованию,достигает,темсамым,неувядающеймолодостидухаивнутренней красоты.

 

Рольизначениездоровогообразажизни

 

 

Здоровыйобразжизни -этоспособжизнедеятельности,направленныйнасохранениеиулучшениездоровьялюдей.Способствуетздоровомуобразу

 

жизнигигиеническийрежимтрудаиотдыха,авотмешаеттакиевредныепривычки,как курение,употреблениеалкоголяинаркотиков.

 

 

Здоровыйобразжизни-главныйфакторздоровья

 

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных,средовыхибиологическихфакторов.Считается,чтовкладразличныхвлиянийвсостояние здоровьяследующий:

  1. наследственность-20%;
  2. окружающаясреда-20%;
  3. уровеньмедицинскойпомощи-10%;
  4. образжизни- 50%.

Вразвернутомвариантеэтицифры,помнениюроссийскихученых,выглядяттак:

  • человеческий   фактор   -   25%   (физическое   здоровье  -   10%,психическоездоровье - 15%);
  • экологическийфактор-25%(экзоэкология-10%,эндоэкология-

15%);

  • социально-педагогический   фактор    -     40%    (образ    жизни:

материальныеусловиятрудаибыта-15%,поведение,режимжизни,привычки - 25%);

  • медицинский фактор- 10%

Итак,внаибольшейстепениздоровьечеловеказависитотобразажизни,значитможносчитать,чтогенеральнойлиниейформированияиукрепленияздоровьяявляетсяздоровый образжизни (ЗОЖ).

Согласносовременнымпредставлениям, здоровыйобразжизни -этотипичныеформыиспособыповседневнойжизнедеятельностичеловека,укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) ирезервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнениесоциальныхипрофессиональных функций.

Восновелюбогообразажизнилежатпринципы,т.е.правилаповедения,которымследуетиндивид.Различаютбиологическиеисоциальныепринципы,наосновекоторыхформируетсяздоровыйобразжизни. Биологическиепринципы:образжизнидолженбытьвозрастным,обеспеченным                                   энергетически,           укрепляющим,           ритмичным,умеренным. Социальные принципы: образ жизни должен быть эстетичным,нравственным,волевым,самоограничительным.

Восновуданнойклассификацииположенпринципединстваиндивидуального и общего, единства организма и среды - биологической исоциальной.ВсвязисэтимЗОЖ-этонечтоиное,какрациональнаяорганизация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических исоциальных жизненно важных форм поведения - поведенческих факторов.Перечислимосновные изних:

 

  • культивацияположительныхэмоций,способствующихпсихическомублагополучию-основевсехаспектовжизнедеятельностииздоровья;
  • оптимальнаядвигательнаяактивность(ДА)-ведущийврожденныймеханизм биопрогрессаиздоровья;
  • рациональноепитание-базисныйфакторбиопрогрессаиздоровья;
  • ритмическийобразжизни,соответствующийбиоритмам,-основнойпринципжизнедеятельностиорганизма;
  • эффективнаяорганизациятрудовойдеятельности-основнаяформасамореализации,формированияиотражениячеловеческойсущности;
  • сексуальная культура - ключевой фактор жизнедеятельности какадекватнаяипрогрессивнаяформавоспроизведениявида;
  • здоровоестарение-естественныйпроцессплодотворногодолголетия;
  • отказотпагубныхпристрастий(алкоголизм,наркомания,табакокурениеит.п.)- решающийфактор сохраненияздоровья.

На практике реализация перечисленных форм поведения чрезвычайносложна.Однойизглавныхпричинэтогоследуетпризнатьотсутствиемотивации положительного отношения к своему здоровью и ЗОЖ. Дело втом, что в иерархии потребностей, лежащих в основе поведения человека(например, студента), здоровье находится далеко не на первом месте. Этосвязано с низкой индивидуальной и общей культурой российского общества,что обусловливает отсутствие установки на главенство ценности здоровья виерархиичеловеческихпотребностей.Следовательно,формированиездоровья-этопреждевсегопроблемакаждогочеловека.ЕгоследуетначинатьсвоспитаниямотивацииздоровьяиЗОЖ,ибоэтамотивацияявляетсясистемообразующимфакторомповедения.Иначеговоря,будетмотивация(целенаправленнаяпотребность)-будетисоответствующееповедение.

Пропагандаздоровогообразажизни-важнаясоциально-педагогическаязадача

ОднимизприоритетовсовременнойгосударственнойполитикиявляетсясохранениеиукреплениездоровьянаселенияРоссийскойФедерациииусиленияпропагандыздоровогообраза жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектрдеятельности-отпросветительскихивыездныхпрограммработыснаселением до использования средств массовой информации - деятельности,направленнойнато,чтобылюдиответственнееотносилиськсвоемуздоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения иукрепления.

 

Проблема оптимизации здорового образа жизни – приоритетнаязадачасоциальной политики иразвития общества

 

С              медико-педагогической              (валеологической) точки              зренияобогащенный   образ жизни         личности           должен    воплощать в                 своейсодержательной       программе оздоровительные       мероприятия,            которые            поциркадному(суточному)режиму(24часа)проецируютсявпространственно-временнойконтинуум,аименно:8часов–сон(вдомашнейобстановке);8часов–учебная(трудовая)деятельность(вучреждении);8часов–личноенеобходимоевремя(втранспорте,учрежденияхкультурыидосуга,условияхбытаипрочее).Такимобразом,порекомендуемомунамидляширокойпрактики                 оздоровления    населения   «правилу трех            восьмерок»несложнопрограммировать и проводить оздоровительные мероприятия по показаниям.Так      практическое                 решение  вопроса            об индивидуальном(оздоровительном)подходевобеспечениинормального,физиологическогоснаневстречаетпрепятствийприширокойдоступностиконсультативнойпомощи            компетентных    специалистов (невропатолога,         психоневролога,

валеологаидругих).

Далеевучебнойилитрудовойобстановкеврачебно-педагогическоеоздоровительное воздействие связано с принципиально новым подходом ксамойорганизационнойформе.Последняяпредусматриваетповсеместноеполное использование «технологических окон» в учебном трудовом процесседляиндивидуальногоилигрупповогооздоровления,максимальноеприближение средства оздоровления к учебному (рабочему) месту, активнуюпропаганду «культа здоровья», моральное и материальное стимулированиестабильноздоровыхиндивидуумов,стимулированиетакжетрудаобслуживающегоперсонала–высшегоисреднегозвена–поконечномупоказателю–нарастающемучислуздоровыхлиц,наблюдаемыхвконтрольныесроки:втечениеполугодовогосрока,1годаимноголетнего(3–

5летиболее)периодаактивноговоссозданияустойчивогоздоровьяуздоровых.

Подобная оздоровительная деятельностьв учебной (трудовой) средедолжнаиметьпреемственноепродолжениевдомашнейобстановкеповрачебно-педагогическимрекомендациям.Здесьнадомашнихрубежахмассовогооздоровленияцелесообразносозданиеинфраструктурнойчастикаждодневногомедико-педагогическогообеспеченияприжилищно-эксплуатационныхструктурах (бассейн,тренажерныйиспортивныйзалы,спортивные площадки, лыжные базы и другие). Сообразным фактическомуобъемудеятельностиперсоналадолжнобытьврачебно-педагогическоештатноеобеспечениемуниципальныхоздоровительныхцентровиихфилиалов,максимальноприближенныхкместужительства(тоестьприЖЭК,РЭУит.п.).Тожесамоеотноситсяксредствамлечебно-диагностическогообеспечения,крайненеобходимымдляосуществлениянадлежащеговрачебногоконтроляивозможногооказанияпомощивнепредвиденных (экстренных) случаях.

Во вне учебное время особая роль в материализации здорового образажизниподконтрольногоконтингентапринадлежитсоциальнойрекреационнойслужбе,котораяпокафункционируетво«фрагментарном представлении»ипо«неполной»программе.Хотязначениепоследнейвсистемном (целостном) понимании и программной деятельности социальнойиндустрии здоровья неоспоримо, что убедительно подтверждает «один лишьперечень» необходимых объектов (системных элементов): разнопрофильныестадионы,каткиилыжныебазы,бассейны,водоемыслодочнымистанциями,многопрофильныекультурныецентрывусловияхпарковкультурыиотдыха,физкультурно-спортивныеклубы,променадные,велосипедныеибеговыедорожки,клубысемейныхвстреч,танцевальныезалы,библиотечно-информационныецентрыидр.

Актуальным остается оптимальное оздоровление в период каникул илиочередноготрудовогоотпуска.Избраннымиорганизационнымиформамидолжен быть предусмотрен индивидуализированный образ жизни в условияхблаготворного психоэмоционального воздействия санаторно-курортной зоныотдыхас новым ландшафтом иклиматическимвлиянием.

Предпочтение семейной (коллективной) форме отдыха и оздоровлениядолжнонайтиотражениевсистемной(комплексной)организации,учитывающей специфику целеполагания, заключение комиссий санаторно-курортного отбора, транспортное обслуживание, медицинское обеспечение,целесообразное времяпрепровождение, в первую очередь для коллективов соспортивно-экскурсионнымизапросами.

Такимобразом,весьдиапазоноздоровительноговоздействиянаиндивидуумадолженпреломлятьсячерезоптимальныйобразегожизнедеятельностисучетоммногообразныхусловийобитанияииметьоднозначнымследствие–устойчивое,надежноездоровьекаждогоивсех.

Специалистысходятсявомнении,чтонаибольшая(почастоте)ущербностьздоровьючеловеканаходитсявнепосредственнойсвязиснарушением его образа жизни (а именно: в половине наблюдаемых случаев).Закономерно возникает вопрос, какие же пути, способы и действия могутблагоприятствоватьпреодолениюэтой«сложившейсятрадиции»?

Разумеется, вначале необходимо вскрыть сущностные признаки образажизни человека и здорового образа жизнедеятельности в особенности. Образжизни вбирает в себя различные стороны конкретной повседневной жизничеловека (группы, коллектива) в целостности. При естественной активностисознаниясубъектаегообразжизнивразвернутомтолкованииимеетдеятельностнуюосновувдухеколлективизма(человеческогообщения)инеобходимого удовлетворения самых насущных и других потребностей. Тоесть,человекпринимаетрешениясучетомконкретныхусловийжизниисообразножизненнымцелямизадачамвбесконечномпотокеиндивидуальныхпоступков,соизмеряявактивнойдеятельностисебя(индивидуальное)собщественным(коллектив,общество,культура,цивилизация,правоит. д.).

Здесь мы вплотную подходим к наиболее перспективным врачебнымвоздействиямнапринятиерешенийподконтрольнымисубъектамивдухесамооздоровления, равно как оптимизации условий для жизнедеятельности.Именнотакаястратегияитактикавмедико-социальнойсфере–активного

 

непосредственного оздоровительного воздействия на контингент здоровых –создаетпредпосылкикегоустойчивомуздоровьюипредотвращениюформированияпотока больных.

Вруслемногоаспектныхсоциальныхпеременоздоровительнойнаправленности становится понятной высокая роль организации, воспитанияи пропаганды духовно-физического здоровья общественных субъектов какносителейэтогобесценногонациональногобогатства.Асамадресатоздоровления, благодаря осознанию высокой (высочайшей) градации своегоздоровья приближается, таким образом, к «глубинному залеганию» его вовнутреннейструктуреличностикустойчивомупринятиюправильныхповеденческихрешений.

В методическом плане очень важным является воспитание устоявшейсяориентации личности «на здоровье!», что предусматривает формирование вобразе жизни соответствующего стереотипа потребностей и обеспечивает ееустойчивость(верность,надежностьпринципам,идеалуиценностиздоровья), преемственность целенаправленного поведения и деятельности сучетомоздоровительныхпотребностейиинтересов.Такимобразом,стройнаяцелостностьоздоровительногоповеденияличности,понашемумнению,являетсяматериализованнойфункциейЕдинойГосударственнойсистемыактивнойпропагандынаучныхмедицинскихзнанийоздоровьечеловекаиапробированных способах его укрепления.

Практическоеосуществлениеоптимальногообразажизни,благоприятствующего формированию гармоничного развития личности – снравственнойчистотой,духовнымбогатствомифизическимсовершенством

–возможноинеобходимонапутисозданиясетиспециализированныхоздоровительныхучреждений(центров)иихфилиалов,приближенныхкместужительства и работы (учебы).Вметодическомаспектедостижениемассовогодуховно-физическогооздоровления–благодаряоптимизацииздорового образа жизни общественных субъектов– возможно и необходимовусловияхдостаточногоисистематическоговыпускаучебныхпособий,учебных, телевизионных и радиопрограмм, книг, брошюр, журналов, газет,пластинок, компакт-дисков, дискет, аудио– и видеокассет и других изданийпоздоровомуобразужизни человека.

Говоря об арсенале оздоровительного воздействия, следует указать наего большое разнообразие по средствам и видам: подвижные игры, легкаяатлетика, тяжелая атлетика,плавание, гребля, спортивная ходьба, лыжнаяпрогулка,катаниенаконьках,гимнастикавбассейне,кросс,езданавелосипеде,ритмическаягимнастика,спортивнаяилихудожественнаягимнастикаидругое.

Чтокасаетсяорганизационно-контрольногоипрофессиональногообеспеченияоздоровительногопроцесса,тонарядусврачом-валеологом,врачомспортивноймедицинывнегодолжныбытьвключены(дляорганизованныхколлективов)профессионалыврачебно-педагогическихспециальностей (должностей) оздоровительного плана, которые в широкойсоциальнойпрактикемогутстатьведущимиивкомплексномизучении

закономерностейразвития,совершенствованияиоптимизацииздоровьяздоровогочеловека(личности)путемдинамическойоценкииконтролярезервовздоровья,подконтрольногоувеличениярезервовспомощьюразличныхвидовпсихофизическогооздоровительноговоздействия.

Важный метод укрепления здоровья населения - это обучение гражданздоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важнойроли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья иблагополучияобщества.Поэтомупропагандаформированияздоровогообраза жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистскойкампаниисиспользованиемширокогоспектраразнообразныхсредств,сширокимиспользованиемсредствмассовойинформации- печати, радио,телевиденияидр.

При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной,печатной,наглядной(изобразительной)икомбинированнойпропаганды:

  • метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Онвключаетлекции,беседы,дискуссии,конференции,викторины;
  • метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения.Онвключаетстатьи,листовки,памятки,стенныегазеты,буклеты,брошюрыит.п.;
  • наглядный метод - самый многообразный по числу входящих внегосредств.Ихможноразделитьна2группы:натуральныеобъектыиизобразительные средства(объемныеи плоскостные);
  • комбинированнойметод-методмассовойпропаганды,прикоторой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительныеанализаторы.

Залогомуспешногоразвитиянашегообществаявляетсяздоровьеподрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепленияздоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальнуюзначимость,таккакотэтойкатегориинаселениязависитздоровьенации.

Как отмечал еще В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей - этоважнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависитих духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,веравсвоисилы».

ВсоответствиисЗаконом«Обобразовании»здоровьедетейиподростковотноситсякприоритетнымнаправлениямгосударственнойполитики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока,поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы,50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья,34% - хроническую патологию.

Основыпопривитиюнавыковздоровогообразажизнизакладываютсяв детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образажизнисредидетейиподростковнеобходимоуделятьособоевниманиеиосуществлятьцеленаправленноепросвещениекакдетей,такиихродителей.

Учебныезаведения,являясьинтеллектуальными,культурными,образовательнымицентрами,играютважнуюрольвформированииздоровья

участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыковЗОЖ,вувеличении трудовогопотенциалаобществавцелом.

Впропагандеиспользуютсятрадиционныеметоды-этолекции,беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов иответов,организуютсясеминары,конференцииповопросамздоровогообразажизни.

Особоеместовпропагандездоровогообразажизнисредидетей,подростков и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, аихосновнойзадачейявляетсяправильныйвыборформинаправленийданнойработы. Пропагандаосуществляетсяпоследующимнаправлениям:

  • индивидуальнаяработасподопечными;
  • организациягрупповыхвстречвколлективах;
  • пропагандаздоровогообразажизниприперепискеикомпьютерномобщении;
  • публикацияинформацииоздоровомобразежизнивпечатиидругиеформы.

Так,поданнымопросавг.Красноярске,из150опрошенныхпенсионеров,143респондентаотметилинеобходимостьпропагандыздоровогообразажизнисредилицпенсионноговозраста.Приэтомониуказывали на необходимость проведения данной работы среди школьников,подростковимолодых семейных пар.

Формы работы можно расширить путем организации школ здоровогообразажизнивобразовательныхучреждениях,вузах,среднихучебныхзаведенияхидаже вполиклиниках, стационарах.

Наиболееэффективнойформойработы43%опрошенныхсчитаютиндивидуальную работу работника социальной сферы с клиентом, причем поинициативепоследнего.Навторомместепоэффективностиреспондентыотметилипубликацииинформацииоздоровомобразежизнивпечати(27%)инатретьемместепропагандаприперепискеикомпьютерномобщении(14%)склиентами.Самойнизкойэффективностьюхарактеризуетсягрупповаявстречавколлективах(лишь9%),когдамногиеклиентынастроенынадругиеформыработыиособогоинтересакобсуждаемойпроблеменепроявляют.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должнаносить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможностьвыборасвоегоместавжизни;заинтересоватьразнообразнымиувлечениями.

Важно,чтобыподросткипоняли,чтовреальнойжизниестьоченьмногоувлекательногоиинтересного.Это-занятиеспортом,увлечениемузыкойит.д.Работадолжнавестисьвтесномсотрудничествесобразовательнымиучреждениями.

Наиболееприемлемыеформыработы-беседы,книжныевыставки,просмотры,обзоры, урокиздоровья, часы размышленийидр.

Впоследнеевремяидетактивныйпоискдонесенияинформациидодетейиподростковчерезсозданиеинтернет-сайтов,гдеразмещаютсяинформационныематериалы,пропагандирующиездоровыйобразжизни.

Ежегодно в апреле проводится Всемирный День здоровья. В рамкахэтогоднявшколахпроводятсяобщешкольныелинейки,посвященныеЕдиному Дню Здоровья, а также классные часы на тему «Здоровый образжизни», основная тематика которых: «Скажи нет наркотикам», «Я выбираюжизнь», «Научись себя беречь», «Мифы и правда об алкоголе», «Приятногоаппетита»,«Правилагигиены»,«Инфекционныезаболеванияиихпрофилактика»,«Чтоделаетчеловеказдоровымисчастливым»идругие.

Пропагандаздоровогообразажизнипроводитсятакжеввидеприобщениякфизическойкультуре.Дляучащихсямладшихклассоворганизуются «Веселые переменки», «веселые старты», конкурс на лучшуюфиззарядку.Дляучащихсястаршихклассовпроводятсяспортивныепраздники, игры «Путешествие на поезде здоровья», экскурсии на природу,прогулкивпаркс игровой программой.

Внастоящеевремяощущаютсяостраяпотребностьвувеличенииколичествателевизионныхпрограмм,необходимостьсозданиявсистеметелерадиовещанияканала,доступногоширокойзрительскойаудитории,производствавидеороликов,фильмов,телепрограммителепередач,печатныхиинтернет-материаловинформационно-образовательногохарактера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежипотребностивзанятияхспортомиздоровомобразежизни,выработкусоциально-психологическогоиммунитетакупотреблениюнаркотическихсредств,адекватномуотношениюк агрессивнойрекламе.

СредствамассовойинформациивпропагандеЗОЖдолжныубедительнопоказыватьзначениефизическойкультурыиспортаввоспитаниинаселения,профилактикеболезней,продленииактивногодолголетия,борьбеснаркоманией,курением,употреблениемалкоголя,другиминегативными явлениями испособствовать:

  • повышению       у       людей       интереса       к                   физическомусовершенствованию,раскрытиюценностифизической культуры;
  • популяризации     самостоятельных     занятий      с                   широкимиспользованиемприродных факторов;
  • формированию  в   массовом  сознании   понимания                   жизненнойнеобходимостиздорового образажизни.

Проблема здоровья студентов также является особенно актуальной вхарактерных для текущего периода сложных экономических условиях. Этагруппа населения относится к группе повышенного риска, т.к. на непростыевозрастныепроблемы:адаптационные,физиологическиеианатомическиеизменения, связанные с процессом созревания, высокая психоэмоциональнаянагрузка,приспособлениекновымусловиямпроживанияиобучения,формированиемежличностныхвзаимоотношенийвнесемьи;крометогонакладываетсянегативноевлияниекризисапрактическивсехсферобществаигосударства.

Поэтому данная категория лиц требует к себе особого внимания, т.к.рядзаболеванийвюношескомвозрастеимеютсвои особенности.

Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только ссостоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизнилюдей.Всвязисэтимопределеныосновныезадачиицелигосударства:многоуровневыйподходкорганизациипрофилактическихмероприятий,изменениеобразажизни,разработкаиреализацияобразовательныхпрограмм, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков имолодежи,формированиеукаждогоизнихактивноймотивациикукреплениюсобственного здоровьяиздоровьяокружающих.

Однимизнаправленийработыпоформированиюздоровогообразажизни студенческой молодежи является участие в реализации программы попрофилактике сердечно-сосудистых заболеваний раздел «Диспансеризация иоздоровление студентов, имеющих факторы риска возникновения сердечно-сосудистыхзаболеваний»,которыеявляютсяоднимиизнаиболеераспространенныхвмиреизанимаютведущееместосредипричинсмерти.

Поданнымпрофилактическогоосмотрастудентов1курсаКрасноярскогогосударственногоПедагогическогоуниверситетаим.В.П.Астафьевав2010г.10-12%имеюттеилииныесердечно-сосудистыезаболевания(85-90%изкоторыхспограничнойгипертензией,2-3%сзаболеваниямиэндокриннойсистемы).

И уровень факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеванийсреди студентов достаточно высок: распространенность курения составляетболее 25%, алкогольные напитки употребляют более 60% ,а число студентов,проявляющих активную физическую деятельность не более 25%. Кроме того,юношиидевушкивсечащеподвергаютсястрессовымситуациям.

В тоже время большинство студентов считает, что за свое здоровьеотвечают они сами, готовы и хотят получать информацию по формированиюздоровогообраза жизни.

Студенты понимают, что без активного и созидательного отношениячеловека к своему здоровью и здоровью других людей, без формирования укаждого привычки и стремления к здоровому образу жизни, без активногоучастиянаселениявпроведениисанитарно-гигиеническихипрофилактических мероприятий, надеяться на успех в охране и укреплениииндивидуальногоиобщественногоздоровьянельзя.Толькохорошоорганизованнаяпропагандасоответствующихзнанийспособствуетснижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкоепоколение.

Улучшение здоровья студенческой молодежи посредством проведениякачественнойпрофилактическойработы,направленнойнаформированиездоровогообраза жизни.

Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна статьроль различных государственных программ, направленных на сохранение иукреплениездоровьястудентов,созданиеактивнойжизненнойпозициивсохранениисобственногоиобщественного здоровья.

Так,сцельюпропагандыЗОЖМинистерствомздравоохраненияисоциальногоразвитияРФврамкахреализациигосударственной

коммуникационной программы по формированию здорового образа жизнисрединаселенияРФобъявленВсероссийскийконкурспроектовпоздоровомуобразужизни «ЗдороваяРоссия».

Конкурспроводитсясцельюсодействияформированиюираспространению (продвижению) приоритетов здорового образа жизни срединаселенияРФ.

Задачиконкурса-поддержкаинициатив,содействующих

формированию и продвижению приоритетов здорового образа жизни;обобщениеираспространениелучшегоопыта,практикистандартов

формированияздоровогообразажизни;

формированиемеханизмов,объединяющихусилиягосударства,муниципалитетов,НКО,граждан,бизнесаиСМИдлярешениязадачздоровогообраза жизни.

КГПУим.В.П.Астафьевапринялучастиевноминации«Лучшиймолодежный проект». Цели и задачипроекта: профилактика заболеваемостии социальной дезадаптации студентов и профессорско-преподавательскогоперсоналауниверситета,совершенствованиемедицинскойипсихологическойзащиты,созданиеусловийдляуправленияздоровьемстуденческоймолодежи.

Существенноевниманиевпроектесосредоточено:

  • наактуальныхпроблемахмониторингасостоянияздоровьястудентовипрофессорско-преподавательскогоперсонала;
  • внедрениявобразовательныйпроцессздоровьесберегающихтехнологий;
  • осуществлениямежпредметнойкоординациивкомплекснойработеповалеолого-экологическому,гигиеническомуобразованиюивоспитаниюмолодежи;
  • повышенияинтеллектуальнойнасыщенностисодержанияобучения культуре здоровья, интеграции материальных и информационныхтехнологийобучения,примененияцифровыхобразовательныхресурсов;
  • развития материально-технического состояния спортивной базыуниверситета.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизнивключает:

  • созданиепостояннодействующейинформационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всехкатегорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативныхфакторовназдоровье;
  • привлечениенаселениякзанятиямфизическойкультурой,туризмомиспортом,повышениедоступностиэтихвидовоздоровления.

Обязательнымусловиемэффективностиэтойработыявляютсяеецеленаправленность,плановостьинепрерывностьпроведения.

Большоезначениевосновеформированияздоровогообразажизнизанимаютличностно-мотивационныекачестваданногочеловека,егожизненныеориентиры.Никакиепожелания,приказы,наказанияне  могут заставитьчеловекавестиздоровыйобразжизни,охранятьиукреплятьсобственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формироватьсобственныйстильздорового поведения.

Каквидим,пропагандаздоровогообразажизни-оченьважнаяиответственнаясоциально-педагогическаязадача.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всегообщества.Каждомуизнасприсущежеланиебытьсильнымиздоровым,сохранитькакможнодольшеподвижность,бодрость,энергиюидостичьдолголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги,его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизниребенка.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципахнравственности,рациональноорганизованный,активный,трудовой,закаливающийи,втожевремя,защищающийотнеблагоприятныхвоздействийокружающейсреды;позволяющийдоглубокойстаростисохранятьнравственное,психическоеифизическоездоровье.

 

Развитиемотивациикзанятиямфизическойкультурой

 

Способдостижениягармониичеловекаодин-систематическоевыполнениефизическихупражнений.Крометого,экспериментальнодоказано,чторегулярныезанятияфизкультурой,которыерациональновходятврежимтрудаиотдыха,способствуютнетолькоукреплениюздоровья,ноисущественноповышаютэффективностьпроизводственнойдеятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту ипроцессеработы,являютсяфизическимиупражнениями.Имимогутбытьтолько движения, специально подбираемые для воздействия на различныеорганыисистемы,развитияфизическихкачеств,коррекциидефектовтелосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом,физическиболееразвиты,чемихсверстники,которыенезанимаютсяспортом.Онивышеростом,имеютбольшийвесиокружностьгруднойклетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. (Жизненнаяемкость легких - наибольший объем выдохнутого воздуха после наиболееглубокого вдоха.) Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно - 62,3 и 52,8 кг.Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему,делаютеевыносливойкбольшимнагрузкам.Физическаянагрузкаспособствуетразвитиюкостно-мышечнойсистемы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если призанятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить засостоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда,занимаясьфизическимиупражнениями.Еслиимеютсянарушениясосторонысердечно-сосудистойсистемы,упражнения,требующиесущественногонапряжения,могутпривестикухудшениюдеятельности сердца.Неследуетзаниматьсясразупослеболезни.Нужновыдержатьопределенный период, чтобы функции организма восстановились, - толькотогдафизкультурапринесетпользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагируетна заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельностьвсехоргановисистем,врезультатечегорасходуютсяэнергетическиересурсы,повышаетсяподвижностьнервныхпроцессов,укрепляютсямышечнаяикостно-связочная системы.

Такимобразом,улучшаетсяфизическаяподготовленностьзанимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма,когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результатыв разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегдахорошеесамочувствие,желаниезаниматься,приподнятоенастроениеихороший сон.

При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениямитренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме напротяжениидлительного времени.

 

Общеразвивающиеупражнения

 

Что            называют            общеразвивающими упражнениями.Общеразвивающимиупражнениями(ОРУ)вгимнастикеназываютсядоступныезанимающимся,несложныевтехническомотношенииэлементарныедвижениятеломиегочастями,выполняемыесцельюоздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функциональногосостоянияорганизма.

 

Заключение

В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабаямотивацияегонеобходимостиунаселения.Порядуисследованийоказывается,чтогораздобольшеевниманиереспондентыуделяютотдельнымегофакторам,такимкакпитание,аневсемукомплексумерпоего реализации, начиная с гигиенической гимнастики, соблюдению режимадня и др. Пока очень неубедительно звучат призывы вести здоровый образжизни без доказательства его решающего влияния на улучшение показателейздоровья на конкретных примерах. Именно в этом деле первостепенная рольдолжнапринадлежатьпрактическимврачамивпервуюочередь-самоймассовоймедицинской организации- ПМСП.

Одними из важнейших слагаемых здорового образа жизни выступаютзанятия физическими упражнениями и спортом,ролькоторых состоит нетольковнепосредственномвлияниинаорганизм,ноиввоспитанииценностныхориентацииназдоровье.Поэтомуфизическоевоспитаниесегодняприобретаетособоважноезначениевформированиипривычекздоровогообраза жизни средидетей иподростков.

Немаловажныворганизацииздоровогообразажизнитрадицииобщества.Так,наиболеетрадиционнымиспортивно-оздоровительнымисистемамидляроссийскихжителейявляетсязакаливание.Наличиеразличныхсистемзакаливания,клубовморжеванияподтверждаютэто.Большоезначениесегодняпридаетсяролифизическойкультурывформированииздоровогообразажизникаксредствоорганизациидосуга,профилактикивредныхпривычек,алкоголизмаинаркомании.